Череда изменений

08.04.2021

Исследователи из Стэнфорда обнаружили в крови человека особые маркеры, по которым можно определить его биологический возраст. Согласно полученным данным, кардинальные изменения в организме, связанные со старением, происходят трижды в течение всей жизни.

Таким образом, главный вывод исследования заключается в том, что, старение – это не один длительный и непрерывный процесс, который идет с одинаковой скоростью на протяжении всей жизни. Еще два года назад ученые выяснили, что возраст человека можно определить по уровню белка протеома в крови.

В работе были проанализированы данные плазмы крови 4263 человек от 18 до 95 лет. Исследователи изучили содержание около 3000 различных белков и выяснили, что примерно половина, а именно 1379, меняется в зависимости от возраста. При этом наибольшие сдвиги в уровнях происходят в 34, 60 и 78 лет. Кроме того, эксперимент показал то, о чем догадывались ученые и врачи: мужчины и женщины стареют по-разному.

Впрочем, пока не ясно, почему и как это происходит. Но ученые надеются отследить источник белков, что позволит им знать заранее о рисках старения, например, того или иного органа.

Результаты работы пока еще не позволяют применять систему в клинических условиях. Тем не менее данные повышают шансы, что однажды можно будет сдать анализ крови и на его основе выяснить, какова скорость старения организма. Зная больше о том, как происходит старение, появляется возможность ему противостоять.

Между тем другие исследования группы ученых из Норвегии, Великобритании и Канады доказывают, что именно генетика и наследственность влияют на продолжительность жизни. Именно они больше определяют длину теломеров, чем условия жизни и окружающая среда, говорят ученые. Известно, что длина теломеров (концевых, защитных участков хромосом) определяет продолжительность жизни и истинный биологический возраст.

Ученые проанализировали изолированную популяцию диких овец на островах Шотландии. В течение почти 20 лет они собирали данные, а затем изучали связь между длиной теломеров, их сохранностью и последующей выживаемостью животных в зависимости от разных факторов.

Было установлено, что продолжительность жизни связана с длиной теломеров и не связана с их сохранностью (показателями истощения). По словам ученых, первый параметр определен генетической наследственностью, а второй – факторами окружающей среды (стресс, питание).

Выводы однозначны: «Мы не нашли никаких доказательств того, что истощение теломеров связано с повышенным риском смертности. Вместо этого мы обнаружили, что межиндивидуальные различия в средней длине теломеров связаны с увеличением продолжительности жизни. Наш анализ показывает, что эта корреляция между средней длиной теломеров и продолжительностью жизни индивида имеет генетическую основу».