Неожиданный результат

29.12.2020

Исследовательская группа из Института экспериментальных исследований рака в педиатрии при Университете Гете в Германии расшифровала механизм действия лоперамида, активного вещества лекарств от диареи, против глиобластомы – онкологического заболевания, которое поражает спинной и головной мозг.

Тот факт, что лоперамид губительно действует на клетки глиобластомы, ученые выяснили еще два года назад. Теперь же группе удалось понять, как и почему это происходит.

Дело в том, что в некоторых типах опухолевых клеток введение лоперамида приводит к стрессовой реакции в эндоплазматическом ретикулуме (ER), внутриклеточной органелле, ответственной за ключевые этапы синтеза белка в организме. Напряжение приводит к деградации с последующим самоуничтожением клеток.

Ученые определили важный фактор, который связывает стрессовую реакцию ER с деградацией. В частности, они обнаружили механизм, который вызывает только аутофагию клеток глиобластомы, при этом сохраняя здоровые ткани.

Глиобластома, как известно, очень агрессивный и смертельный тип рака, который плохо реагирует на химиотерапию. Результаты исследования могут помочь в разработке новых терапевтических подходов к лечению. Однако это открытие может пригодиться для лечения других заболеваний, при которых нарушается деградация ER, таких как неврологические расстройства или деменция, а также другие типы опухолей.

Исследователи отмечают, что лоперамид безвреден, поскольку имеет свойство связываться с определенными участками кишечника, но при этом не всасывается.

Чаще всего лекарство назначают от диареи. Тем не менее необходимы дальнейшие исследования, прежде чем лоперамид можно будет использовать для лечения глиобластомы или других заболеваний.