Война всех против всех

11.05.2021

Вирусы и микробы испокон веков ведут затяжную войну по заражению и уничтожению друг друга. Причем они применяют самое изощренное оружие, вплоть до генетического.

К такому мнению пришли биологи Майкл Гроум и Фаррен Айзекс, которые обнаружили целую армию бактериофагов (вирусов, пожирающих бактерии) с нестандартной ДНК, получившую название Z-геном.

«Геномная ДНК состоит из четырех базовых нуклеотидов: аденина (А), тимина (Т), цитозина (С) и гуанина (G), которые вместе составляют АTCG – так называемый алфавит генетического кода, и все формы жизни на Земле имеют этот встроенный алфавит, – поясняют исследователи. – Однако в 1977 году в ДНК вируса-цианофага S-2L аденин (А) случайно оказался замещен 2-аминоаденином (Z), что изменило и сам генетический алфавит – ZTCG».

Такая модификация, судя по всему, сделала вирус более устойчивым, поскольку бактериям стало сложнее расщеплять его ДНК в том числе и с помощью «химического оружия» – нуклеаза.

Тогда ученые поразились изворотливости вируса, но – поскольку других бактериофагов с Z-геномом обнаружить не удалось, а единственный имевшийся в неволе размножаться отказался, - о нем решили забыть как о редкой диковинке.

И вот теперь за Z-геном взялись сразу три научных группы из Китая и Франции, которые не только открыли целую группу вирусов с видоизмененным геномом, но и выявили два основных белка, которые кодирует такой геном.

Но самое интересное, заключается в том, что Z-основание было обнаружено в одном из углеродных метеоритов и вполне могло положить начало жизни на Земле.